Банк диагностических материалов - https://disk.yandex.ru/d/ocQyKEtNJ4GMpQ
Набор "Мотивация учебной деятельности". https://disk.yandex.ru/d/wqRWLs1AiXVgKg
В ходе исследования мы пришли к выводу, что основные социальные установки, которые попадают под значительное влияние ЦОС, это установки:
- связанные с социализацией (работа в командах, распределение ролей, ответственность за результат ...)
- связанные с мотивацией (к учебе, к труду, к самообразованию, к успешному самоопределению и профориентации и т.д.)
Вопросы социализации довольно успешно решаются системой проектной деятельности, кроссвозрастными проектными группами, системой дополнительного образования.
Мотивационный же блок имеет наиважнейшее влияние на весь образовательный процесс и становление личности.
Поэтому много внимания было посвящено отбору простых и действенных методик определения мотивационных установок.
Одной из наиболее удачных и удобных методик оказалась разработка Домбровской И.С. "Мотивация учебной деятельности: уровни и типы"
Здесь выделяются 2 группы мотивов.
1. Связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения
- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;
- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний;
- мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
2. Социальные мотивы:
- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности;
- узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет
- социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.
Описание и содержательная часть диагностики. docx / pdf
В рамках использования диагностики мы разработали электронные формы ее проведения (пример формы)
Пример экрана обработки:
Также мы разработали рекомендации по электронной обработке и анализу ответов. Методика обработки теста с помощью электронных таблиц ( MX Excel или Libre Calc) docx / pdf
Мы предоставили возможность пройти данную диагностику 5 школам - партнерам, провели обработку ответов. Готовы по обращению оказать такую услуги и другим школам РФ.
Мобильное приложение
Для упрощенного тестирования с помощью гаджета (планшет/смартфон на Android) в "Лаборатории проектов 169" было разработано приложение, позволяющее проводить такое анкетирование локально, с выдачей как финальных цифр для анализа, так и общего результата теста.
Приложение и инструкция - https://disk.yandex.ru/d/-iBBsMam6TXFgQ
Примеры экранов:
Определение уровня сформированности ЦОС и ее социальной ориентации:
Анкета для определения степени использования информационно - коммуникационных технологий (для педагогов и администрации) docx / pdf
Позволяет определить общее положение с испольованием ИКТ в ЦОС. Удобно испольовать в электронном виде, пример в варианте Яндекс-форм.
Проведенное исследование в школе 169 и школах-партнерах позволило определить основные ресурсы, используемые педагогами, проанализировать их на возможность оказания положительного влияния на соц.установки.
Объединенный опросник диагностики ориентированности цифровой образовательной среды (педагоги, администрация, обучающиеся). doc / pdf
В основу опросника положены вопросы диагностик В.А. Ясвина и Дмитриевой Е.Г., с дополнением вопросов, учитывающих специфику изучаемой ЦОС
По итогам исследования сформированы содержательные модули ЦОС, проанализированно их воздействие в рамках ЦОС, проведено исследование ориентированности ЦОС, как социальной среды, при этом рассматривались ключевые критерии ЦОС, ориентированной на личность обучающегося:
а) критерий индивидуализации;
б) критерий активного взаимодействия;
в) критерий интенсификации.
Описание результатов - в работе "Содержательные модули ЦОС, оценка рисков использования, диагностика ориентированности ЦОС на развитие личных качеств и социальных установок учащихся".
В 3-9 классах, в соответствии с задачами исследования были апробированы ряд диагностик. В результате, соотносительно поставленным задачам были выбраны:
Определение уровня сформированности ценностных ориентаций по методике Б.С. Круглова (адаптированный вариант методики М. Рокича) docx, pdf
Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (docx, pdf)
Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) docx, pdf
В ходе диагностики были получены результаты по следующим психологическим параметрам:
— осознанность выбора профессии;
— мотивы выбора профессии;
— готовность к демонстрации гибермобильной стратегии профессионального
поведения;
— самооценка сформированности надпрофессиональных и цифровых
компетенций;
— масштаб потребления интернет-контента;
— сформированность антидеструктивных иммунитетов в цифровой среде;
— доминирующие ценностные ориентиры;
Особенности использования и примеры аналитики по исследованиям - в аналитической справке (pdf)